Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 596282

Информация

Прием граждан начальником Управления образования
Четверг 14:00-17:00 запись на прием Понедельник 14:00-18:00 Общественная приемная (каб.24) Вторник 16:00-18:00 Четверг 11:00-13:00

телефон доверия "СТОП КОРРУПЦИЯ" Минобразования РО 8(863)-240-41-91


Официальный интернет-портал правовой информации

Для слабовидящих







Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:


Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников и их значение для гармоничного развитии ребенка.


Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственных представлений. Освоение окружающего пространства помогает ребенку сформировать для себя целостную картину мира и понять свое в нем место. Процесс этот сложный и многоступенчатый.


Ориентировка понятие широкое и разноплановое, включающее в себя понимание схемы собственного тела, ориентировку в пространстве относительно себя и относительно других объектов. Понимание схемы собственного тела является исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Она включает в себя знание пространственного расположения отдельных частей своего тела, предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект. Например, вверху – где голова, а внизу – где ноги; впереди – где лицо, а сзади  – где спина; направо – там, где правая рука, а налево – где левая.  Ориентировка «относительно объектов» предполагает, что такой отчет происходит от объекта, по отношению к которому определяется расположение других предметов. Здесь важно понимать, что для этого ребенку нужно различать стороны опорного объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю. Так постепенно, переходя от локализованной точки отсчета, развивая умение переносить эту точку на любой объект, развивается ориентирование ребенка в пространстве.


Формирование пространственных отношений происходит в следующем порядке.


1 этап относится к раннему возрасту. Восприятие пространства начинает проявляться в 4-5 недель, младенец начинает различать предметы в пространстве.  Уже в 2-4 месяца он уверенно следит за движением ярких, хорошо контрастных игрушек, поэтому именно такие, контрастные игрушки можно рекомендовать родителям для развития ребенка.  В год малыш может оценивать расстояние между предметами, определяет их местоположение в пространстве на разном расстоянии от себя самого. Осознает части своего тела. В то же время, до трех лет малышу трудно оценить взаимосвязи и взаиморасположение между предметами.

2 этап (3-4 года). В это время ребенок начинает различать направления. Первым он выделяет «верх», затем противоположное ему «низ». На следующем шаге «впереди» - «сзади». В последнюю очередь, «справа» - «слева». Следует отметить, что вначале ребенок осознает одно из парных понятий, а только потом, отталкиваясь от него, усваивает противоположное. Может понять с какой стороны от себя расположен предмет. В этой не простой работе, малышу на помощь, как точка отсчета, приходит его тело. Относительно себя определяют расположение предмета.

На 3-м тапе (4-5 лет). Ребенок расширяет пространство, в котором он может манипулировать этими понятиями.

4 этап (5 - 6 лет). Пространство подвластное ребенку еще больше.  Положение предметов определяется  на любом большом расстоянии, но сектора направления строго изолированы. Словами ребенок хорошо обозначает направления, ориентируется относительно других объектов.

5 этап (6 - 7 лет). Ребѐнок способен оперировать такими понятиями, как «впереди слева» и  «впереди справа», синтезируя и смешивая понятия из двух зон.

6 этап (7 - 8 лет). Дети начинают ориентироваться по сторонам горизонта, причем эти пространственные ориентиры дети также соотносят с частями своего тела. В речи появляются описания, отражающие нахождение в пространстве.


Мы видим, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы пространственных представлений, без которых нет формирования элементарных математических представлений, грамотной связной речи, а в дальнейшем нет успешного освоения чтения и письма. Пространственные представления формируются в активном непосредственном контакте с миром. Помочь ребенку прочувствовать пространство вокруг себя, развить умение ориентироваться в нем могут живые, подвижные игры. Небольшая подборка таких игр предлагается вашему вниманию.


«Что справа».

Цель: развитие пространственных представлений и ориентации у детей старшего дошкольного возраста, формирование пространственного представления «справа».

Оборудование: ковер, игрушки.

Ход игры: Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Воспитатель просит вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр ковра и назвать, какие игрушки расположены справа от него. При этом детей каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.


«На плоту»

Цель: развитие пространственных представлений и ориентации у детей старшего дошкольного возраста, формирование пространственных представлений: слева, справа, сзади, впереди.

Ход игры: Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. «Петя, кто стоит у тебя слева»; «Маша, кто стоит сзади тебя»; «Серёжа, кто стоит перед тобой»; «Все повернулись налево»; «Таня, кто стоит слева от тебя», и т.д.


«Колокольчик»

Цель: развитие пространственных представлений и ориентации у детей старшего дошкольного возраста, формирование пространственных представлений: слева, справа, сзади, впереди.

Оборудование: колокольчик.

Ход игры: Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.


«Корабль плывет»

Цель: развитие пространственных представлений и ориентации у детей старшего дошкольного возраста, формирование пространственных представлений: слева, справа, сзади, впереди.

Ход игры.

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры.

• «Правая повертушка» – это вращение кистью правой как будто «заводим мотор».

• «Левая повертушка» – это вращение кистью левой руки как будто заводим мотор левой рукой.

• «Правая потоптушка» – топаем правой ногой.

• «Левая потоптушка» – топаем левой ногой.

Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).

Ведущий всматривается вдаль: «Корабль плывет!»

Дети спрашивают: «Какой корабль?»

Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!»

Дети выполняют движение – делают правую повертушку (вращают правой рукой).

Снова водящий всматривается вдаль : «Корабль плывет!»

Игроки спрашивают: «Какой корабль?»

Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и с левой повертушкой». Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых играх даются простые задания, включающие одно действие, например, «с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой повертушкой».


Танец «Буги-Вуги» под пение:

Ручку правую – вперед, а потом ее – назад,

И опять ее – вперед, и немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге, и в ладоши хлопаем вот так - Хлоп-хлоп!

Далее части тела меняются (Руку левую вперед; ногу правую вперед и т. д.)

2. Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).


«Где правая, где левая?»

Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: Играющие делятся на две команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу идут в противоположные стороны. По команде «Налево» (или «Направо») играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Кто ошибается, выходит из игры, а игра продолжается. Выигрывает та команда, у которой меньше детей выбыло из игры.

Если будет благоприятная погода, игру можно провести на свежем воздухе


«Как растут овощи»

Цель: Учить правильно использовать пространственные понятия вверх, вниз, над. Закрепить знание овощей.

Оборудование: Картинки с изображением овощей.

Ход игры: Детям показываются картинки с изображением овощей, дети называют овощи и соответственно показывают движения. Если овощ растет на земле – руки в стороны, если над землей – руки вверх, если в земле – вниз.


«Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»

Цель: Закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.

Ход игры: Дети выполняют задания по инструкции воспитателя:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот — не запутаться б мне.


«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: Закрепление пространственного соотношения справа — слева, развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры: Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»