Поиск по сайту
Статистика
Просмотры материалов : 596965Информация
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Этапы преодоления слоговой структуры слова. Для формирования предпосылок развития необходимо включать упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации. Упражнение 1. Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держит его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади). Упражнение 2. Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого (Робот идет вперед…… стоп. Направо….стоп. Вниз (под стол)….стоп). Упражнения на развитие ориентации в собственном теле. Упражнение 3. Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое ухо и т.д. Упражнение 4. Ребенок выполняет ''перекрестные'' движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т.д. Упражнение 5. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс и т.д. Упражнение 6. Взрослый просит ребенка выполнить называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 5.
Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги). Упражнение 7. Взрослый предлагает ребенку следующие задания: ''Поставь вверху листа точку (вниз палочку), нарисуй справа крестик, проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д. Упражнение 8. От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию по команде взрослого: ''Едем направо…стоп, вверх...стоп, налево...стоп, вверх. стоп и т.д.'' Упражнение 9. Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д. Упражнение 10. От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве. Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации. Упражнение 11. Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания: ''Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т.д. Упражнение12. Взрослый прерывает выполнение действий ребенка и задает вопросы: ''Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?'' Упражнение 13. Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам '' Времена года'', '' Части суток''. В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок. Упражнение 14. Взрослый и ребенок беседуют по теме ''Вчера – сегодня – завтра''. Упражнение 15. Переходим к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание: Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое. Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений: Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции логопедом. Артикуляционные упражнения: открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; язык за правую щеку, губы трубочкой; втянуть щеки, пощелкать языком, подуть и т.д. Упражнения для рук: большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; '' кулак на столе'' поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец и т.д. После отработки данных упражнений можно переходить непосредственно к преодолению нарушений слоговой структуры слов. Игры и упражнения для работы на уровне слогов.
Работа на уровне слова. На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности, а также расширение объема понимаемой речи. После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов. Следует обратить внимание и на формирование связного высказывания – объединение двух слов в одно предложение. С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно. Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу, вводятся слова со стечением согласных звуков (все звуки ребенок должен произносить правильно). Работа над слоговой структурой слова подкрепляется наглядностью. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает следующую последовательность: - Двусложные слова из открытых слогов (вата); - Трехсложные слова из открытых слогов (машина); - Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак); - Двусложные слова с закрытым слогом (лимон); - Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка); - Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник); - Трехсложные слова с закрытым слогом (теремок); - Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус); - Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка); - Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт); - Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда); - Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза). |