Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 596965

Информация

Прием граждан начальником Управления образования
Четверг 14:00-17:00 запись на прием Понедельник 14:00-18:00 Общественная приемная (каб.24) Вторник 16:00-18:00 Четверг 11:00-13:00

телефон доверия "СТОП КОРРУПЦИЯ" Минобразования РО 8(863)-240-41-91


Официальный интернет-портал правовой информации

Для слабовидящих







Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:


Этапы преодоления слоговой структуры слова.


Для формирования предпосылок развития необходимо включать упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держит его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

Упражнение 2.

Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого (Робот идет вперед…… стоп. Направо….стоп. Вниз  (под стол)….стоп).

Упражнения на развитие ориентации в собственном теле.

Упражнение 3.

Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое ухо и т.д.

Упражнение 4.

Ребенок выполняет ''перекрестные'' движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т.д.

Упражнение 5.

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс и т.д.

Упражнение 6.

Взрослый просит ребенка выполнить называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 5.

 

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги).

Упражнение 7.

Взрослый предлагает ребенку следующие задания: ''Поставь вверху листа точку (вниз палочку), нарисуй справа крестик, проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

Упражнение 8.

От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию по команде взрослого: ''Едем направо…стоп, вверх...стоп, налево...стоп, вверх. стоп и т.д.''

Упражнение 9.

Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

Упражнение 10.

От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

Упражнение 11.

Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания: ''Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т.д.

Упражнение12.

Взрослый прерывает выполнение действий ребенка и задает вопросы: ''Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?''

Упражнение 13.

Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам '' Времена года'', '' Части суток''. В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

Упражнение 14.

Взрослый и ребенок беседуют по теме ''Вчера – сегодня – завтра''.

Упражнение 15.

Переходим к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание: Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений:

Удержание динамических программ.

Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции логопедом. Артикуляционные упражнения: открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; язык за правую щеку, губы трубочкой; втянуть щеки, пощелкать языком, подуть и т.д.

Упражнения для рук:

большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; '' кулак на столе'' поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец и т.д.

После отработки данных упражнений можно переходить непосредственно к преодолению нарушений слоговой структуры слов.

Игры и упражнения для работы на уровне слогов.

  1. Составление слогов из предложенных букв (Игра «Кто больше?»).
  2. Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов.
  3. Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог)
  4. Сосчитай сколько слогов я произнесла.
  5. Назови ударный слог.
  6. Наращивание (уменьшение) слогов («Скажи на один слог больше (меньше, чем я?»)
  7. Чтение цепочек слогов.
  8. Запоминание и повторение цепочки слогов.
  9. Придумай слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС
  10. Скажи наоборот.
  11. Игра «Кто быстрее?» Ребенок должен быстро найти и прочитать слог, заданный логопедом, среди других слогов.
  12. Запись цепочки слогов и подчеркивание гласных, согласных и т. д.

Работа на уровне слова.

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности, а также расширение объема понимаемой речи.

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов. Следует обратить внимание и на формирование связного высказывания – объединение двух слов в одно предложение.

С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно. Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу, вводятся слова со стечением согласных звуков (все звуки ребенок должен произносить правильно). Работа над слоговой структурой слова подкрепляется наглядностью. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками».

Автор предлагает следующую последовательность:

- Двусложные слова из открытых слогов (вата);

- Трехсложные слова из открытых слогов (машина);

- Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);

- Двусложные слова с закрытым слогом (лимон);

- Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);

- Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);

- Трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);

- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);

- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);

- Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);

- Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);

- Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).