Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 597049

Информация

Прием граждан начальником Управления образования
Четверг 14:00-17:00 запись на прием Понедельник 14:00-18:00 Общественная приемная (каб.24) Вторник 16:00-18:00 Четверг 11:00-13:00

телефон доверия "СТОП КОРРУПЦИЯ" Минобразования РО 8(863)-240-41-91


Официальный интернет-портал правовой информации

Для слабовидящих







Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:



Выявление воспитанников с предпосылками одарённости в различных видах деятельности.


Талант и знания — яркий свет,

 без них из тьмы исхода нет.

А. Рудаки

 

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одной из приоритетных задач системы образования, становятся поддержка, развитие и социализация одарённых детей. Одаренность может проявлять себя как явная (у всех на виду), а это высокий уровень развития речи и мышления, обладание хорошей памятью, любознательность, высокая, познавательная активность, широта интересов т. п, Скрытая проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

Различают виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности: психомоторной одаренности, коммуникативной одаренности, академической одаренности и творческой одаренности.

Задача педагога вовремя заметить и развить эти качества, а для этого необходимо достижение ребенком определенного уровня соответствующих знаний, умений и навыков.

Система по выявлению детской одаренности предполагает комплексное обследование детей и проходит в несколько этапов:

1 этап - групповое обследование детей системы мониторинга и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту наблюдений одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка.

3 этап - организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей»)

4 этап – определение содержания работы с одаренными детьми, разработка индивидуального образовательного маршрута развития одаренного ребенка.

5 этап - практическое знакомство с методами выявления детской одаренности (специалисты детского сада знакомят с методикой индивидуального обследования ребенка на определенный вид одаренности и предлагают выполнить практически 2-3 задания)

Очень часто детская одаренность проявляется при создании специальных условий: организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу и других мероприятий.

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей.

Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.

Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, независимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности.

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог. Педагогический коллектив вместе с родителями должны создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. Несомненно, основное требование к педагогам и родителям одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности.

Воспитатель

подготовительной к школе группы

Варавина Е.И.

Танграм