Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 600008

Информация

Прием граждан начальником Управления образования
Четверг 14:00-17:00 запись на прием Понедельник 14:00-18:00 Общественная приемная (каб.24) Вторник 16:00-18:00 Четверг 11:00-13:00

телефон доверия "СТОП КОРРУПЦИЯ" Минобразования РО 8(863)-240-41-91


Официальный интернет-портал правовой информации

Для слабовидящих







Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:


Развитие мелкой моторики и значение ее для формирования речи дошкольника.


Мир вокруг нас постоянно меняется, и эти изменения отражаются на социальных условиях семьи и, в конечном счете, на развитии самих детей. В детском саду все больше детей, нуждающихся в помощи логопеда.

Родители часто поглощены работой, вынуждены уделять ей время подчас в ущерб семье, занимают пассивную позицию, ожидая, что все необходимые изменения произойдут без их непосредственного участия. Ребенок предоставлен сам себе. В такой ситуации о всестороннем развитии малыша, его речи говорить сложно. Вне поля ребенка остаются сказки, книги. То, что еще поколение назад было вплетено в повседневную жизнь, теперь кажется почти анахронизмом. А между тем, именно семья, является самым ближайшим и важным окружением ребенка.

Перед родителями ребенка с нарушениями речи стоят следующие задачи:

  • создать в семье такие условия, чтобы общее и речевое развитие ребенка проходило максимально благоприятно;
  • осуществлять выполнение рекомендаций специалистов, касающихся как общего развития ребенка, так и развития у него правильной, грамотной и речи.

Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Благодаря речи ребенок получает широкие возможности исследования окружающего мира и общения с другими людьми. Речь оказывает всеобъемлющее влияние на развитие таких психических функций, как восприятие, мышление и память. Поэтому ее развитие у ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем дошкольного образования.

Одной из доступных для родителей задач может стать развитие мелкой моторики. Проводя упражнения с ребенком в детском саду, подкрепляя занятиями дома, мы сможем повлиять и на становление речи ребенка.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Л. С. Выготский, основатель культурно-исторической школы в психологии, в своих работах писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

Ежедневно стимулируя развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи, мы напрямую воздействуем на моторные речевые зоны коры головного мозга, стимулируя речевое развитие. Происходит это потому, что проекция кисти руки в головном мозге находится очень близко с речевой моторной зоной. Такое близкое расположение позволяет влиять на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Между тем отличительной особенностью современных детей является недоразвитие моторной сферы. Пальцы их малоподвижны, движение неточны, неуверенны. Причиной такого недоразвития могут быть как врожденные нарушения, так и изменения в образе жизни современного ребенка. Включение различных гаджетов с ранних лет в повседневную жизнь детей, не может пройти без последствий. Перед нами очень остро стоит задача компенсации этих отставаний.

Такая работа принесет свои плоды, только будучи регулярной и последовательной, проводимой во взаимодействии с семьей ребенка.  И без сомнения, эта деятельность должна приносить детям радость. Основным приемом такой работы являются пальчиковые игры и упражнения.  Уникальность этой формы во взаимосвязи и единстве развития мелкой моторики и речи. Проигрывая в упражнении сценки и истории в стихах, дети обращаются к окружающему миру, обогащают речь ритмом и делают её более четкой и эмоциональной.

Примером может служить такая простая и в то же время занимательная игра, как «Ладушки». Дети с удивлением открывают ее для себя на занятиях, с удовольствием играют. Родителям так же по силам играть в неё с детьми.

В таком процессе активно развивается произвольное внимание и возможность целенаправленных действий, зрительное и слуховое восприятие. Как правило, эти игры требуют синхронного участия обеих рук, что дает возможность развивать также и межполушарное взаимодействие. Так, простая и занимательная игра, не требующая ничего, кроме пары минут и хорошего настроения, поможет в непринужденной форме заниматься с ребенком.

Если на занятиях в саду учитель-логопед показывает и проговаривает упражнения, дети наблюдают и стараются максимально повторить эти движения, то в домашней обстановке роль ведущего берут на себя внимательные и заинтересованные родители. В таком процессе активно развивается произвольное внимание и возможность целенаправленных действий, зрительное и слуховое восприятие. Как правило, эти игры требуют синхронного участия обеих рук, что дает возможность развивать также и межполушарное взаимодействие. Кроме того такие занятия помогают лучше ориентироваться в пространстве  и уверенно овладеть детьми такими понятиями как, «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Благодаря таким включениям пальчиковой гимнастики в жизнь ребенка развивается речь, мелкая моторика, координация движений, обогащается словарный запас и готовится рука к письму.