Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 599695

Информация

Прием граждан начальником Управления образования
Четверг 14:00-17:00 запись на прием Понедельник 14:00-18:00 Общественная приемная (каб.24) Вторник 16:00-18:00 Четверг 11:00-13:00

телефон доверия "СТОП КОРРУПЦИЯ" Минобразования РО 8(863)-240-41-91


Официальный интернет-портал правовой информации

Для слабовидящих







Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:


Формирование связной речи с помощью мнемотехники.


За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста. У детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения. Недостаток речевого общения в семье, подмена его взаимодействием с различными гаджетами, существенно обедняет речевой опыт и не позволяет сформировать ребенку должным образом связную речь.

Одной из основных образовательных задач согласно ФОГОС является развитие связной речи. Речь – это, прежде всего, средство общения, и без по-настоящему развитой связной речи трудно предположить успешную будущую школьную жизнь сегодняшнего дошкольника. Одной из основных образовательных задач согласно ФОГОС является её развитие. Привлечение различных наглядных методов позволяет сделать эту работу более эффективной, так как в данном возрасте у ребенка преобладает образная память. Кроме того у детей с ТНР объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Несмотря на это, они способны логически анализировать и запоминать. Заменив вербальные абстрактные образы зрительными, мы даем ему опору и схему, облегчая запоминание. Овладение родным языком происходит более продуктивно.

Использование приемов мнемотехники позволяет ребенку:

– облегчить овладение связной речью;

– систематизировать свой непосредственный опыт;

– ускорить процесс запоминания

– увеличить объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций

– обогатить словарный запас

– выделять главное из общего массива текста

– развить образное мышление

– научиться анализировать, сравнивать, объединять и обобщать

– установить с опорой на образы памяти причинно-следственные связи и делать выводы.

Как использовать методы мнемотехники в работе с воспитанниками группы компенсирующей направленности? Мы вводим самостоятельные занятия по овладению мнемотехникой и включаем ее элементы в занятия по развитию связной речи. Примером может служить составление описательного рассказа по лексической теме игрушки в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Игрушки». Используя мнемоквадраты из приложения 1, детям удается составить более полный рассказ, не упуская важные признаки предмета.

Работа с использованием мнемотехники строится от простого к сложному, и проходит в три этапа. Вначале дети обучаются работать с мнемоквадратом – отдельной карточкой с закодированной в нем информацией. Это может быть обозначение предмета, его признака или действия. На следующем этапе происходит обращение к мнемодорожкам, представляющим собой последовательность мнемоквадратов. Опираясь на мнемодорожку, ребенок может составить уже целое предложение. И наконец, составление рассказа, заучивание стихотворения с помощью мнемотаблиц.

Что же такое мнемотаблица? Совокупность большого количества мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Работа с мнемотаблицей проходит в следующей последовательности:

– введение элементов схем, символов (обозначения: цвета, формы, величины, действия)

– введение отрицаний. Например, не большой, не съедобный

– сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

– самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

– рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

– перекодирование информации, т.е преобразование абстрактных символов в образы.

– пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы в образы.

 

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

 

Мнемотаблица для описания игрушки.




Литература:

  1. Барсукова Е. Л.. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Логопед. — 2009.- № 5. — С 18–23. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — СПб: Литера, 2009–65 с.
  2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. — 96 с.
  3. Гурьева Н. А. Упражнения по мнемотехнике. — СПб: Светлячок, 2000. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — М.: Детство-пресс, 2010–64с.
  4. Сваткова Л. А. Опыт использования мнемотехники в развитии дошкольников. — Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/cons/3794-ispolzovanie-metoda-mnemotekhniki-pri-oznakomlenii-doshkolnikov-s-mirom-professij.html
  5. Спыну В. В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 654–657.
  6. Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам Метод. руководство, картинный комплект. — М.: Книголюб, 2014
  7. Волкова, В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста / В. Е. Волкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14285/ (дата обращения: 17.12.2023).