Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 629184

Информация

Прием граждан начальником Управления образования
Четверг 14:00-17:00 запись на прием Понедельник 14:00-18:00 Общественная приемная (каб.24) Вторник 16:00-18:00 Четверг 11:00-13:00

телефон доверия "СТОП КОРРУПЦИЯ" Минобразования РО 8(863)-240-41-91


Официальный интернет-портал правовой информации

Для слабовидящих







Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:


Социальное развитие ребенка с нарушениями речи


Для ребенка, имеющего тяжелые нарушения речи, вопрос развития социально-коммуникативных навыков стоит необыкновенно остро. Это обусловлено тем, что нарушение затрагивает именно речь, играющую ведущую роль в коммуникации. Родители приводят в детский сад ребенка, рассчитывая получить помощь во всестороннем развитии малыша и, в не последнюю очередь, через социализацию ребенка в детском коллективе подготовить его к школе. Тем не менее, важная роль в социализации отводиться и родителям малыша. Взаимоотношения родителей – это ролевая модель для ребенка. При отсутствии положительного примера детям трудно решать межличностные проблемы.

Попадая в коллектив своих сверстников, ребенок погружается в особый мир детских взаимоотношений, оказывающий стимулирующее воздействие на личность ребенка. Проводником ребенка в мире детского сада является педагог. Он, выступает в роли значимого взрослого, поддерживает и направляет малыша, помогая адаптироваться к жизни в детском саду.  Детский коллектив является источником полноценного и разностороннего развития. Только в среде себе подобных и через непосредственное взаимодействие с ними возможна полноценная социализация. Через сотрудничество ребенок активно входит в новую для себя социальную среду.

На каждом шаге перед ним стоит задача налаживания полноценной межличностной коммуникации, без которой невозможно решить свои детские и, подчас, такие важные проблемы. Тут на передний план выходит вербальное общение, как основной элемент коммуникации со сверстниками. Для ребенка с тяжелыми нарушениями речи этот вопрос стоит необыкновенно остро. Ему сложно, а подчас и невозможно, быть участником полноценной коммуникации, так как речь, как основной инструмент, у него нарушена. При наличии речевых проблем дети испытывают трудности во взаимодействии с окружающими, в выдвижении собственных требований. Преодоление этих трудностей и, в конечном счете, обеспечение полноценного вербального общения, является основным элементом полноценного социального развития при нарушениях речи.

Вначале речевое общение очень простое, оно служит для реализации элементарных коммуникативных потребностей. Дети общаются друг с другом, обогащая свою речь и приобретая опыт межличностного общения. Через общение со сверстниками ребенок осваивает социальные требования, постигает сложный мир человеческих отношений. Противоречие личных и коллективных интересов, нахождение компромиссов постепенно становится подвластно малышу. Идет постепенное постижение нравственных ценностей. Ребенок начинает осознавать значимость дружбы, взаимопомощи и коллективного труда. И именно речь в дошкольном возрасте определяет социальное развитие дошкольника. При наличии речевой патологии, у ребенка одновременно присутствует и стремление к общению и неумение его организовать. Малышу трудно взаимодействовать с окружением, адекватно реагировать на неудачи, которые могут возникнуть ввиду непонимания. Это может провоцировать конфликтные ситуации в детском коллективе. Тут на помощь в решении возможных конфликтов должен прийти педагог, работающий с детьми. Важно не допускать негативного отношения к ребенку, страдающему нарушением речи. Создание в детском коллективе доброжелательной, принимающей среды является залогом полноценного социального развития при расстройствах речи.

В детском саду ребенок непрерывно вовлекается в коллективную деятельность,  эта деятельность сначала новая для ребенка,  постепенно усложняется и задает  вектор социального развития. На первых этапах личностного развития ребенок в общении опирается  только на свои естественные потребности. Постепенно он учиться принимать в расчет интересы и других детей. Через коллективную деятельность и игру ребенок осваивает решение более сложных коммуникативных задач.

Ролевая игра является социальной по своему происхождению и именно поэтому по своему содержанию. Вовлечение ребенка в ролевую игру, позволяет моделировать сферу социальных отношений, практиковать в игре реальное взаимодействие детей друг с другом. Поэтому она основной инструмент развития коммуникативных навыков ребенка.

Для выполнения продуктивной деятельности участники ее вынуждены наладить полноценное взаимодействие,  они должны четко представлять что, когда и как следует делать, руководствуясь социальными нормами. По этому принципу дети объединяются в группы, руководствуюсь целями совместной деятельности и для реализации личных интересов. У детей формируются навыки социального поведения. Ребенок в общении ориентируется на личные цели, если они социально приемлемы, и не идут в разрез с окружающими, то будут восприниматься как социально адекватные. В противном случае возможно проявление неадекватного поведения. Поведение индивида может быть как социальным так и асоциальным в зависимости от того удовлетворяют поступки интересам общности в целом и каждого отдельно, или оценка поступков со стороны общества и индивида не совпадает. Формирование навыков адекватного социального поведения является непосредственной задачей педагога в ДОУ.

Таким образом,  в социальном развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте можно выделит несколько этапов: обеспечение полноценности вербального общения, нормализация межличностных отношений, формирование навыков адекватного социального поведения. При успешной реализации этих этапов мы можем говорить о достижении полноценной социализации ребенка.